После 1 июля бизнес оказался перед очередным вопросом – какие именно проверки разрешены после этой даты. Причина этого, как и в большинстве подобных случаев, заключается в невнимательности законодателя, допускающего появление норм, не согласованных между собой и таких, для которых возможно двоякое толкование.
Напомним, что с 1 января 2015 года были введены сразу два моратория на проверки, предусмотренные принятыми в один день, 28 декабря 2014 года, Законами № 71-VIII и № 76-VIII.
В первом случае мораторий вводился на 2015 – 2016 годы, во втором – до 30 июня 2015 года включительно. При этом п. 8 Переходных положений Закона № 76-VIII четко предусматривал запрет на любые проверки (кроме проверок ГФС и Госфининспекции), за исключением двух случаев:
1) наличия разрешения Кабмина;
2) наличия заявления проверяемого субъекта о проведении проверки.
В свою очередь, п. 3 Переходных положений Закона № 71-VIII разрешает проверки:
1) субъектов с годовым доходом 20 и более миллионов гривен за предыдущий календарный год
2) субъектов, осуществляющих операции с подакцизными товарами (вне зависимости от размера дохода), на предмет соблюдения норм законодательства по вопросам:
а) наличия лицензий;
б) полноты начисления и уплаты НДФЛ и ЕСВ;
в) возмещения НДС.
3) единщиков 2-й и 3-й группы, кроме осуществляющих торговлю на рынках и продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, по вопросам соблюдения порядка применения РРО;
4) любых субъектов по их заявлению;
5) любых субъектов по решению суда;
6) любых субъектов в рамках осуществления следственных действий;
7) любых субъектов по особому разрешению КМУ.
Практически сразу возник вопрос, о котором "ЮРИСТ&ЗАКОН" писал еще в феврале – о каких именно "контролирующих органах" идет речь в Законе № 71-VIII: только о ГФС либо обо всех без исключения? До 30 июня 2015 года этот вопрос имел в значительной мере теоретический характер, поскольку действовал более широкий мораторий, предусмотренный Законом № 76-VIII. Однако с 1 июля он переместился в практическую плоскость.
К сожалению, за прошедшее с момента написания материала "Мораторий на проверки малого бизнеса: только ГФС или другие органы тоже?" время никаких внятных разъяснений госорганов не появилось. Поэтому для того чтобы добавить что-либо к сказанному ранее, можно только проанализировать уже принятые нормативно-правовые акты.
Речь идет о принятых Кабмином за первое полугодие решениях о предоставлении разрешений на проверки. Всего за период январь-июнь 2015 года Кабмин 12 раз воспользовался этим своим правом. Исключительный перечень разрешений включает в себя следующие документы:
– распоряжение № 48-р от 26.01.2015 – разрешение Государственной службе по чрезвычайным ситуациям и ее территориальным органам проводить проверки состояния готовности пунктов управления, защитных сооружений, наличия планов гражданской защиты на особый период и планов реагирования на чрезвычайные ситуации (срок проведения – февраль-март 2015 года без ограничения круга проверяемых субъектов);
– распоряжение № 85-р от 09.02.2015 – разрешение на проведение проверок Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг 170 предприятий (срок проведения – февраль-июнь 2015 года);
– распоряжение № 259-р от 25.03.2015 – разрешение на проведение проверок Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации относительно использования радиочастот в полосах общего пользования в отношении четырех предприятий (срок проведения – март-апрель 2015 года);
– распоряжение № 373-р от 15.04.2015 – разрешение Государственной службе специальной связи и защиты информации проводить проверки состояния криптографической защиты информации в отношении 15 предприятий (срок проведения – апрель-июнь 2015 года);
– распоряжение № 411-р от 29.04.2015 – разрешение на проведение Государственной инспекцией учебных заведений проверок в отношении 118 ВУЗов и обособленных подразделений ВУЗов;
– распоряжение № 494-р от 29.04.2015 – разрешение МВД и его территориальным подразделениям на проведение проверок 269 предприятий и организаций в сфере охранной деятельности, а также производства оружия и спецсредств (срок проведения – май-июнь 2015 года);
– распоряжение КМУ № 502-р от 20.05.2015 – разрешение Государственной инспекции ядерного регулирования и ее территориальным органам на проведение плановых проверок обеспечения ядерной и радиационной безопасности субъектами деятельности в сфере использования ядерной энергии в отношении 35 предприятий и учреждений (срок проведения – май-июнь 2015 года);
– распоряжение № 504-р от 20.05.2015 – разрешение Государственной архивной службе на проведение проверок 10 предприятий – субъектов государственной системы страхового фонда документации (срок проведения – май-июнь 2015 года);
– распоряжение № 558-р от 27.05.2015 – разрешение на проведение проверок Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации относительно использования радиочастот в полосах общего пользования в отношении трех предприятий (срок проведения – июнь 2015 года);
– распоряжение № 592-р от 04.06.2015 – разрешение Государственной службе специальной связи и защиты информации на проведение проверок субъектов хозяйствования в сфере предоставления услуг электронной цифровой подписи в отношении 10 предприятий (срок проведения – июнь 2015 года);
– распоряжение № 625-р от 15.06.2015 – разрешение Государственной инспекции по вопросам труда и ее территориальным органам на проведение проверок 74 предприятий, учреждений и организаций относительно незаконного увольнения работников и задолженности по заработной плате (срок проведения – июнь 2015 года);
– распоряжение № 638-р от 17.06.2015 – разрешение Государственной экологической инспекции на проведение в июне 2015 года проверки одного предприятия.
В связи с рассматриваемым вопросом важно отметить, что все указанные документы содержат ссылку только на нормы Закона № 76-VIII (то есть на "общий" мораторий). При этом о проведении проверок во втором полугодии 2015 года пока нет ни одного аналогичного документа.
Это дает основания для вывода о том, что государственные органы читают термин "контролирующие органы" в норме п. 3 Переходных положений Закона № 71-VIII в узком смысле, а именно "контролирующие органы в сфере доходов и сборов", то есть исключительно ГФС и ее территориальные органы (об этом также косвенно свидетельствует ряд писем ГФС, изданных в первом полугодии 2015 года и разъясняющих отдельные аспекты применения моратория, предусмотренного Законом № 71-VIII T140071). То есть не исключены попытки провести проверки во втором полугодии со ссылкой на то, что мораторий закончился.
На данный момент нет сформированной позиции госорганов относительно того, какие именно органы понимаются под контролирующими в п. 3 Переходных положений Закона № 71-VIII.
В свою очередь, отстаивая позицию о том, что в п. 3 Переходных положений Закона № 71-VIII идет речь об освобождении малого и среднего бизнеса от проверок всех без исключения контролирующих органов, можно ссылаться на то, что нигде в указанном Законе не идет речь о том, что его сфера применения ограничивается налоговыми вопросами. Следовательно, нет оснований утверждать, что термин "контролирующие органы" употребляется в понимании Налогового кодекса.
Однако в любом случае окончательную точку может поставить либо суд (в случае возникновения спора между контролирующим органом и проверяемым субъектом), либо законодатель – путем внесения уточнений в нормы Закона № 71-VIII. Потенциальным субъектам проверки можно лишь порекомендовать тщательно взвесить конкретные обстоятельства назначения проверки и возможные риски от ее проведения, после чего принимать решение об оспаривании законности назначения проверки с учетом таких рисков.