Нам удалось хоть и ненамного, но оттолкнуться от дна, — теперь мы не самая пессимистически настроенная страна в мире по покупательским настроениям. Таковы выводы исследовательской компании Nielsen, которая проводила опрос в мае этого года. Хотя до улучшения благосостояния нам еще далеко, но мы уже чуть чаще можем себе позволить ходить по магазинам, покупать больше продуктов и хотя бы немного откладывать на черный день.
По данным исследования компании Nielsen, индекс потребительского доверия украинцев во II квартале этого года, по сравнению с первым кварталом, вырос на 7 пунктов. Мы уже отходим от шока, когда отказывали себе буквально во всем, однако до Европы нам далеко, — там эта цифра составляет 79 пунктов против наших 48. Далеко еще и до показателей 2013-го и даже 2014 года: 71 и 61 пункт соответственно.
По данным исследования, мы на 2% больше стали тратить на новую одежду (24%) и на 3% больше планируем тратить на отпуск и праздники (26%), а также делаем сбережения на 4% больше, чем в I квартале. Хотя 28% респондентов уверяют, что им хватает денег только на покупку товаров первой необходимости (в I квартале эта цифра составляла 33%).
Правда, эксперты пока особых улучшений в плане наших трат на покупки не заметили. «Продажи одежды в магазинах, если считать в штуках, сократились на 30–60%. Все ощущают падение. Количество коллекций серьезно сократилось, поставщики очень аккуратно относятся к закупкам новой одежды. Поэтому осенние коллекции будут очень ограниченными. Зато это дало шанс украинским производителям — сейчас появляется много украинских брендов, они арендуют магазины в торговых центрах, и доля национального производителя постоянно растет», — говорит партнер Украинской ритейл ассоциации Александр Фиалка. В супермаркетах тоже не видят изменений к лучшему. По словам эксперта Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, украинцы в основном как брали самое необходимое, да подешевле, так и берут. «Но наши производители оказались в выигрыше в этой ситуации. Они стали наращивать производство, сделали попытку производить ту же моцареллу или пармезан. Какого они качества — другой вопрос, но попытка есть. Иностранцы тоже не дремлют, некоторые переносят в Украину свое производство, открывают тут свои предприятия», — говорит Дорошенко.
Аналогичная ситуация и в турбизнесе. «Пока мы не чувствуем, что что-то изменилось. Люди экономят, и первый вопрос у них — цена тура. Или выбирают отдых в Украине, или ищут более дешевые туры», — говорит председатель Всеукраинской ассоциации туристических операторов Игорь Голубаха.
Любопытно, что украинцы с большей надеждой стали смотреть в будущее. Например, во II квартале намного меньше респондентов заявили, что их ждут проблемы на работе, проблемы с деньгами и невозможность что-либо купить.
Впрочем, по мнению экономического эксперта Александра Охрименко, больше тратить на покупки мы сможем не ранее 2017 года. «Только к 2017 году начнется хоть какой-то рост экономики, и только тогда люди начнут активнее тратить деньги. Раньше это очень маловероятно», — говорит Охрименко. Но пока, согласно исследованию, даже не это волнует в первую очередь украинцев. На первом месте это война (56%), только потом уже идут экономическая ситуация в стране (26%), повышение цен на коммунальные услуги (25%) и товары (19%). Для сравнения, в Европе основными причинами обеспокоенности людей за последние полгода стали состояние рынка труда (22%), состояние экономики (20%), здоровье (19%) и повышение цен на коммунальные услуги (17%).